Дина написал(а):10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ"
А.Н.Нурекенова. доцент кафедры естественнонаучных дисциплин НАО Университет имени Шакарима города Семей, кандидат биологических наук, aigulnig__99@mail.ru., А.Мурзабекова, магистрант 2 курса естественно-математического факультета НАО Университет имени Шакарима города Семей
С тех пор, как существует обучение, существует и контроль за усвоением учебного материала. Современная организация учебного процесса требует использования эффективных форм контроля знаний обучающихся. Без этого целенаправленный, плодотворный учебный процесс невозможен. Объективный, системный и оперативный контроль знаний способствует образованию между студентом и преподавателем необходимой обратной связи, которая даёт возможность преподавателю оценить степень усвоения учебного материала как всеми обучающимися данной группы, так и каждым студентом и скорректировать учебный процесс с учётом результатов контроля.
Многие методисты подчеркивают в последнее время необходимость совершенствования имеющихся и разработки новых форм контроля знаний обучающихся.
Эффективными можно назвать такие формы контроля знаний, которые соответствуют целому комплексу требований. К числу таких требований нужно отнести оперативность, информативность, технологичность (содержание задания должно легко поддаваться видоизменению и модернизации). Кроме того, эффективен будет такой контроль, который качественно и количественно измеряет уровень знаний и умений каждого студента даже в больших группах, оценивает систематичность и степень полноты знаний, выявляет вопросы и разделы, плохо усвоенные обучающимися. Контроль должен быть объективным, способствовать развитию аналитического мышления у обучающихся, по возможности иметь не только контролирующие функции, но также нести обучающую нагрузку.
Одна из эффективных форм контроля - тестирование.
Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.
Тесты используются в образовательном процессе уже около ста лет. Они представляют собой краткие стандартизированные задания. По результатам выполнения заданий можно судить об определенных знаниях, умениях и навыках испытуемого. В вузовском учебном процессе тесты создаются применительно к заданным уровням обучения и учебным предметам, время их выполнения ограничено. Обычно тесты рассчитаны на групповое проведение, но они могут использоваться и индивидуально.
В химическом образовании могут быть использованы тестовые задания разного типа: тесты выборки, дополнения, группирования, ранжирования, напоминания, и альтернативные тестовые задания.
Актуальность выбранной темы состоит в широком использовании в настоящее время тестов и тестовых заданий для выявления результатов обучения на всех уровнях управления образованием, что объясняется объективными причинами, связанными с модернизацией и изменением целей казахстанского образования, появлением такого понятия как мониторинг качества образования.
Целью нашего исследования была проверка эффективности использования тестовых заданий по дисциплине «Физическая и коллоидная химия». В качестве объекта исследования нами были выбраны студенты 2-го курса НАО «Университета имени Шакарима города Семей» специальности «Химия и биология» в количестве 6 человек.
С целью изучения отношения к использованию тестовых заданий в процессе обучения было проведено анкетирование студентов.
Анкетирование состояло из 5 вопросов:
• 1. Испытываете ли Вы положительные эмоции при необходимости использования тестирования в образовательном процессе?
• 2. Довольны ли Вы получаемыми результатами использования тестирования в образовательном процессе?
• 3. Удовлетворяет ли Вас использование тестирования в образовательном процессе?
• 4. Активно ли Вы овладеваете разными формами тестирования?
• 5. Хотите ли Вы, чтобы занятия проходили с использованием тестовых заданий?
В результате анализа ответов была выявлена средняя сумма баллов по всем 5 вопросам, которая составила 2,2 балла, что является средним уровнем.
После проведения занятий с применением тестовых заданий при опросе в группе было проведено повторное анкетирование, которое включало аналогичные вопросы.
В результате анализа ответов повторного анкетирования было выявлена средняя сумма баллов по всем 5 вопросам, которая составила 4,3 балла, что является высоким уровнем.
По результатам данного анкетирования можно сделать вывод, что после проведения занятий с применением тестовых заданий интерес обучающихся к подобного рода занятиям повысился на 40%.
На первом этапе нашего исследования нами была проработана учебная программа по данной дисциплине и выбрана тема, по которой будет проходить контроль знаний обучающихся. Наш выбор остановился на теме «Химическая кинетика», так как выбранная тема является основой для изучения скоростей и механизма биохимических реакций. Затем проведена подготовка и проверка тестовых заданий. После проведенных работ перешли к апробации тестовых заданий по дисциплине «Физическая и коллоидная химия» на объектах исследования.
В ходе исследования над испытуемыми были применены наиболее распространенные виды тестовых заданий:
1. Закрытого типа, где испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных из предложенных готовых вариантов ответов;
2. Открытого типа, предполагающий написание своего варианта ответа в виде слова, словосочетания, предложения, знака и т.д.
Для сравнения результатов исследования помимо тестового контроля осуществлялся контроль по пройденным темам в виде письменного опроса.
В результате проведенных исследований установлено (таблица 1), что
работу выполняли 6 студентов из 6 по списку. После традиционного опроса на «отлично» ответили – 2 студента (33%), на «хорошо»- 3 студента (50%), на «удовлетворительно» - 1 студент (17%), не справившихся с заданием обучающихся нет. В разрезе группы в среднем абсолютная успеваемость составила 100%, качество знаний – 83%, средний бал – 4,2.
После проведения опроса с применением тестовых заданий на «отлично» справились 4 студента (66%), на «хорошо» - 2 студента (33%), на «удовлетворительно» и не справившихся с заданием студентов нет. В разрезе группы в среднем абсолютная успеваемость составила 100%, качество знаний – 100%, средний бал – 4,7.
В результате обобщенного анализа, можно сделать вывод, что во время проведения занятия с применением тестовых заданий при опросе качество знаний у обучающихся повысилось на 17%. Абсолютная успеваемость осталась без изменений, а средний балл повысился на 0,5.
Использование тестирования для контроля знаний интересно и актуально. Несмотря на ограничения тестовой технологии, есть основное достоинство, которое привлекает преподавателей - это оперативность получения обратной связи с обучаемыми, и возможность быстрого оценивания результатов. Разработка тестов далеко не простое дело, которое требует не только большого практического опыта, но и специальных знаний и навыков.
Результатами наших наблюдений стало то, что данный метод является эффективным и практичным. Метод тестирования как педагогическая диагностика до сегодняшнего времени остается активно развивающимся методом и широко используемым. Тесты закрытого типа имели больший интерес у обучающихся, нежели открытого типа.
В целом у студентов наметилась тенденция к повышению уровня химических знаний, что подтверждает эффективность применения тестовых заданий при опросе.